ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Степанов В. Г.
Установление психологического контакта с подростком во многом зависит от индивидуальных
качеств и коммуникативных способностей взрослого человека. Коммуникативные способности
- способности к общению с подростком, умение найти правильный подход к ним, установить с
ним целесообразные с педагогической точки, взаимоотношения, наличие педагогического ТАКТА.
К основным признакам педагогического такта относятся:
• естественность, простота общения,без фамильярности,
• искренность тона, лишенная всякой ФАЛЬШИ, • доверие к подростку без ПОПУСТИТЕЛЬСТВА,
• просьба без УПРАШИВАНИЯ, • советы и рекомендации без НАВЯЗЧИВОСТИ,
• требования и внушения без ПОДАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,
• серьезность тона без НАТЯНУТОСТИ в отношениях,
• ирония и юмор без унижающей НАСМЕШЛИВОСТИ,
• требовательность без мелкой ПРИДИРЧИВОСТИ,
• деловитость в отношениях без РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, ХОЛОДНОСТИ и СУХОСТИ,
• спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая БЕЗРАЗЛИЧИЕ,
• ведение беседы без МОРАЛИЗМА.
Главным признаком педагогического такта является нахождение меры в отношениях с
подростком в процессе общения.
Одной из характеристик способностей взрослого человека, педагога в общении с подростком
является РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА. Она предполагает умение точно сформулировать свои мысли,
излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться на РЕАКЦИЮ СОБЕСЕДНИКА.
В ходе беседы тон речи не должен быть тихим и монотонным, это не только
утомляет подростка и вызывает у него апатию. Недопустима слишком резкая и громкая речь,
которая так же вызывает утомляемость и скуку.
К характеристике способностей взрослого человека, педагога относится его ВНЕШНИЙ ВИД.
«Подтянутость, опрятность, аккуратность учителя, его хорошие манеры, красивая поза
и походка производят очень хорошее впечатление на учащихся». (Крутецкий В.А.)
Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других
отношениях,если же он внешне не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следует помнить, что каждый подросток обладает своими, только ему присущими
индивидуальными качествами. Причем нередко они неправильно понимают и оценивают свои
черты характера, принимая упрямство за силу воли, грубость - за правдолюбие и мужество,
невежливость - за прямоту, высокомерие — за гордость и проявление чувств собственного достоинства.