Подготовила Коровина Виктория, редактор газеты «БЭМ»
Текстовые шрифты
Величина междустрочного пробела существенно влияет на удобочитаемость текста: при увеличении этого пробела облегчается восприятие текста читателем, а когда он меньше высоты строки, то восприятие текста ухудшается. Опыт показывает, что для обеспечения удобочитаемости величина междустрочных пробелов должна равняться по крайней мере величине пробелов между словами. По мнению некоторых, она должна составлять 110% от высоты строки, т.е. 1,1. Наша газета печатается шрифтом АРИАЛ девяткой, межстрочный
интервал – единица. Со шрифтом у нас всё нормально, а вот единицы маловато для межстрочного интервала. Поскольку одним из недостатков нашей газеты является недостаток воздуха (чего не скажешь, например, про газету «Мы»: очень приятная в этом отношении газета), увеличение интервала между строк может в некоторой степени решить эту проблему.
Использование текстовых шрифтов
Для выделения важнейших смысловых частей крупной статьи используется изменение размера текстового шрифта, но сам шрифт при этом остается без изменений. Так, чтобы обратить внимание читателей на важное сообщение, нередко первый его абзац набирают шрифтом более крупного кегля, а остальную часть заметки —
более мелким.
Первый вводный абзац иногда набирают и на более широкий формат, например на двухколонный. Конечно, такое шрифтовое оформление требует особого построения заметки: вводный абзац должен сообщать все основные сведения о событии, остальная же часть статьи дополняет или комментирует их. Этот прием шрифтового оформления помогает читателю быстрее ориентироваться в содержании материала.
Выделения в тексте
Для выделений в тексте какого-либо слова, предложения, абзаца или раздела статьи обычно применяются шрифты тех же кеглей и гарнитур, что и для набора самих текстов, но не прямого светлого начертания, а полужирные прямые или курсивные светлые. Полужирные шрифты дают более интенсивное выделение, чем курсив. Курсив выглядит красиво, но воспринимается хуже, чем шрифт прямого начертания. Иногда для выделений в тексте применяют шрифт другой гарнитуры.
Существует еще одно средство выделения в тексте — разрядка, то есть увеличение промежутков между буквами выделяемого слова.
Существует еще одно средство выделения в тексте — разрядка, то есть увеличение промежутков между буквами выделяемого слова.
Нежелательно применять разрядку для выделения относительно большого по размеру участка текста, так как в этом случае затрудняется процесс чтения. При наборе текста вразрядку должен пропорционально увеличиваться промежуток между выделяемыми словами.
В газетах нередко применяют и различные нешрифтовые средства выделения в тексте, одним из которых является боковой отступ (втяжка). Он используется для выделения какого-либо абзаца или раздела статьи, который набирают на меньший формат, чем остальной текст. Отступ бывает как односторонним, так и двусторонним.
К средствам выделения относится и боковая линейка — тонкая или полужирная, одинарная или двойная, установленная вертикально рядом со строками, к которым хотят привлечь внимание читателя. Чаще боковую линейку используют в газетах, где текстовые колонки разделяются межколонными пробелами.
В некоторых изданиях боковую линейку объединяют с боковым отступом, и тогда линейку устанавливают в просвете, образованном отступом.
Реже используется подчеркивание отдельных слов и предложений тонкой или полужирной линейкой. Это связано с тем, что для установки линейки требуется увеличить междустрочный пробел, что не всегда желательно и не всегда красиво. Чтобы усилить выделение, можно сочетать шрифтовые средства с нешрифтовыми. Так, в некоторых газетах выделяемый абзац набирают полужирным шрифтом или курсивом с боковым отступом, иногда даже соединяя его с боковой линейкой.
Наша газета старается выделять первый абзац (если я не ошибаюсь, его ещё называют неофициально «фонарём»). Мы набираем его жирным шрифтом АРИАЛ десяткой, в то время как основной текст – девяткой. Но, как мы видим, способов выделения предостаточно.
Авторская подпись
Подавляющее большинство газетных материалов публикуется с авторской подписью, которую обычно помещают в конце статьи или заметки под последней строкой текста. Авторская подпись состоит из первого инициала автора и его фамилии (полностью). Иногда сюда добавляются должность, звание, страна, город и т.д., и в этом случае подпись разбивается на несколько строк: в первую строку входят инициал и фамилия, а под ними, на второй строке, ставят должность/звание.
Авторскую подпись выключают вправо.
Авторскую подпись выключают вправо.
Важно установить единообразие в наборе авторской подписи. Распространенная ошибка — разнобой в шрифтовом оформлении. Нередко в одной и той же газете, даже в одном и том же номере подписи оформлены по-разному.
Рекомендуется набирать фамилию автора полужирным прописным шрифтом. Звание (должность) набирают строчным полужирным того же кегля. В конце первой строки подписи во многих газетах ставят запятую, иногда точку. В зависимости от этого вторую строку, то есть указание должности (звания), набирают со строчной или прописной литеры. В конце подписи ставят точку (рис. 1). Если ширина колонки позволяет, то подпись можно набирать и в одну строку. Выбрав какой-либо вариант оформления авторской подписи, следует в дальнейшем придерживаться его, не допуская отклонений.
В.Пупкин
учащийся техникума.
И.Гадский
Инспектор ГАИ
Рис. 1. Оформление авторской подписи
Групповую подпись, состоящую из нескольких фамилий, можно оформить столбцом, располагая фамилии одну под другой и каждую выключая вправо. Если редакция хочет подчеркнуть значение какого-либо текста, она может перенести фамилию автора в начало материала.
В нашей газете подписи под статьями мы делаем тем же шрифтом строчными буквами, но курсивом. Иногда для разнообразия переносим сообщение об авторстве статьи в начало её, тогда написавший статью увязывается с содержанием того, о чём пойдёт далее речь.
Наша ошибка: иногда, когда материал уже не входил никоим образом, нам приходилось уменьшать размер шрифта подписи до восьмёрки. Конечно, можно было бы отредактировать статью и сделать сам материал чуточку поменьше, тогда бы не была допущена неточность в вёрстке газеты, но у нас не было на это времени. Получается, что очень сложно действовать абсолютно по правилам.
Подпись к иллюстрации
Большинство иллюстраций в газете сопровождается подписью; исключение составляют лишь те иллюстрации, на которые даются ссылки в тексте: «см. фотоснимок» и т.п.
Обе части текстовки в большинстве случаев помещают под иллюстрацией. Но иногда их разъединяют: первую часть, набранную с абзаца, ставят над иллюстрацией, вторую — под ней. Возможны и другие варианты размещения подписи — полностью над иллюстрацией или сбоку от нее. В этом случае текстовку (иногда вместе с иллюстрацией) можно заключить в рамку, отделяющую ее от соседнего текста. Сейчас подписи часто стали помещать прямо на рисунок или на фотографию. Но на конкурсе «прорыв» в прошлом году говорили, что так делать нежелательно, наша редакция это чётко усвоила и не позволяет себе этого.
Обе части текстовки в большинстве случаев помещают под иллюстрацией. Но иногда их разъединяют: первую часть, набранную с абзаца, ставят над иллюстрацией, вторую — под ней. Возможны и другие варианты размещения подписи — полностью над иллюстрацией или сбоку от нее. В этом случае текстовку (иногда вместе с иллюстрацией) можно заключить в рамку, отделяющую ее от соседнего текста. Сейчас подписи часто стали помещать прямо на рисунок или на фотографию. Но на конкурсе «прорыв» в прошлом году говорили, что так делать нежелательно, наша редакция это чётко усвоила и не позволяет себе этого.
Если иллюстрация заверстана в текст газетного материала, то подпись к ней часто ставят в конце заметки, после фамилии автора. Указание «на снимке» и фамилии выделяют шрифтом. У нас это курсив. может, не очень удачно, так как автор статьи сливается с фамилией того, кто изображён на фото. Иногда можно и не подписывать, я думаю, фото. В номере 24 есть такие статьи, где можно было указать в скобках «см.фото».
Газетные заголовки, их виды и оформление
Заголовки и «лицо» газеты
Заголовки относятся к важнейшим элементам оформления газеты, ибо они управляют вниманием читателя. Заголовки помогают читателю быстро ознакомиться с номером, получить представление о содержании его материалов, выбрать самое главное и интересное. От характера и оформления заголовков в значительной степени зависит, будет ли прочитан тот или иной материал.
Оформление заголовка должно соответствовать его значению, важности статьи или заметки, к которой он относится. Содержание газетного материала, его место в номере, смысловая нагрузка заголовка — все это определяет приемы его технического оформления и те средства, которые будут для этого использованы. Привлекая внимание читателя, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений.
Виды газетных заголовков
Большинство газетных заголовков — однострочные, но часто встречаются двухстрочные и значительно реже — трехстрочные и многострочные.
Чем больше строк в заголовке, тем сложнее его правильно набрать. Набранный крупным шрифтом многострочный заголовок занимает на полосе очень большую площадь и вследствие этого образует темное пятно, которое требуется чем-либо уравновесить. По этой причине многострочные заголовки рекомендуется набирать более мелкими шрифтами. Кроме того, использованию многострочных заголовков препятствует наличие дополнительных заголовков разных уровней (подзаголовка, рубрики и т.п.).
Одна из наиболее распространенных ошибок при оформлении заголовков — неправильное деление на строки. Стремясь сделать «пирамиду», верстальщики стараются поставить сначала длинную строку заголовка, а под ней — короткую или наоборот, но при этом они разрывают его на части, каждая из которых не представляет законченного целого. Если при наборе заголовка выбранным шрифтом строка не входит в формат, надо изменить размер, начертание или даже гарнитуру шрифта, поскольку обязательно нужно сохранить правильное смысловое деление на строки.
Одна из наиболее распространенных ошибок при оформлении заголовков — неправильное деление на строки. Стремясь сделать «пирамиду», верстальщики стараются поставить сначала длинную строку заголовка, а под ней — короткую или наоборот, но при этом они разрывают его на части, каждая из которых не представляет законченного целого. Если при наборе заголовка выбранным шрифтом строка не входит в формат, надо изменить размер, начертание или даже гарнитуру шрифта, поскольку обязательно нужно сохранить правильное смысловое деление на строки.
Ошибочно:
Студенты на берегу
Шустикова устроили праздник
Правильно:
Студенты на берегу Шустикова
устроили праздник
Ошибочно:
23 Февраля – День
Защитников Отечества
Правильно:
23 Февраля –
День Защитников Отечества
При разбивке заголовка на строки не допускаются переносы слов, а также отделение имени или инициалов от фамилии. Следует внимательно следить и за расположением союзов, частиц «не» и «ни», предлогов, не допуская их отрыва от слов, к которым они относятся.
Размещение заголовков
Разбив заголовок на строки, надо правильно разместить его относительно текста, к которому он относится. Все приемы размещения можно свести к двум основным. Первый — постановка заголовка симметрично, по центральной оси газетного материала; при этом учитывается весь формат, на который разверстана статья или заметка. Второй — размещение заголовка асимметрично по отношению к тексту, с выключкой влево или вправо от центральной оси.
Газетная практика выработала несколько основных вариантов размещения заголовка, Первым и самым распространенным является установка его над текстом (рис. 3) — его можно расположить над всеми колонками текста или только над их частью, причем в последнем случае более предпочтительно разместить заголовок над первыми колонками. Если ширина заголовка превышает формат колонок, то его устанавливают или слева — с оборкой справа, или справа — с оборкой слева, или в центре — с оборкой с обеих сторон. Если текст разверстан более чем на две колонки, не рекомендуется использовать заголовок шириной в одну колонку, так как при этом нарушается его связь с другими колонками текста.
Газетная практика выработала несколько основных вариантов размещения заголовка, Первым и самым распространенным является установка его над текстом (рис. 3) — его можно расположить над всеми колонками текста или только над их частью, причем в последнем случае более предпочтительно разместить заголовок над первыми колонками. Если ширина заголовка превышает формат колонок, то его устанавливают или слева — с оборкой справа, или справа — с оборкой слева, или в центре — с оборкой с обеих сторон. Если текст разверстан более чем на две колонки, не рекомендуется использовать заголовок шириной в одну колонку, так как при этом нарушается его связь с другими колонками текста.
Рис. 3. Варианты размещения заголовка над текстом
Второй вариант размещения заголовка — сверху между колонками текста (рис. 4). В зависимости от верстки материала заголовок может «опираться» на различное число колонок. В трехколонной статье — на одну центральную колонку (его ширина может быть больше ширины колонки), а в четырехколонной статье рекомендуется использовать заголовок шириной в два-три формата колонок. Третий вариант — размещение заголовка сбоку, то есть слева от текста (рис. 5), но так поступают только при разверстке текста на несколько колонок. Высота заголовка должна соответствовать высоте текста.
Рис. 4. Варианты размещения заголовка между колонками текста
Рис. 5. Варианты размещения заголовка внутри текста
Четвертый вариант — перенос заголовка вглубь текста (см. рис. 5). Он используется в тех случаях, когда стремятся избежать слияния соседних заголовков, стоящих на одном уровне над текстами, или желают «разрядить» таким образом крупный текстовой кусок. Не рекомендуется переносить в середину текста заголовок, формат которого равен общему формату статьи, так как он разобьет ее на две части. Заголовок не следует опускать ниже оптического центра заметки, иначе нарушатся ее пропорции. Установка заголовка внизу текста
— прием из журнальной верстки, пользоваться которым в газете не рекомендуется. И наконец, при любом перемещении заголовка вглубь текста желательно обозначить начало заметки с помощью буквицы.
Нельзя размещать заголовок в газете вертикально — слева и тем более справа от текста, так как это противоречит правилам чтения русского текста слева направо. Выбор того или иного варианта размещения заголовка во многом определяется его видом, а также его композиционным положением, то есть сочетанием с другими заголовками страницы.
Не рекомендуется без серьезных оснований передвигать заголовок с его обычного места над материалом. Это очень важно. Особенно это относится к тексту, заверстанному наверху газетной полосы, поскольку такой перенос как бы «обезглавливает» статью. Статья без заголовка, «накрывающего» ее сверху, производит весьма странное впечатление.
Надо осторожно подходить и к применению такого приема оформления подобных заголовков, когда их заключают в полные или неполные рамки из тонких или толстых линеек, которые дополняют размер заголовка до формата одной или нескольких стандартных колонок.
Размещение однострочного заголовка обычно не вызывает особых затруднений, но разместить двухстрочные и многострочные заголовки несколько сложнее. Им придают в газетах самую различную форму, которая зависит как от количества строк в заголовке, так и от формата, в котором он должен разместиться, то есть от количества текстовых колонок, на которые разверстана статья или заметка.
Двухстрочный заголовок часто устанавливают по центральной оси текстового материала, с выравниванием строк по формату, однако двухстрочный заголовок со строками неравной величины выглядит лучше. Обычно наверху помещают длинную строку, а под ней короткую, с одинаковыми отступами с обеих сторон. Реже встречается обратный вариант размещения двухстрочного заголовка в виде прямой пирамиды: первая строка — короткая, вторая — длинная.
Варианты размещения рубрики
У нас в газете рубрикации нет, а очень бы хотелось разделить газетные страницы тематически. В связи с этим с узнала следующее.
Размещение рубрики во многом зависит от количества строк в ней. Однострочную рубрику чаще всего устанавливают над основным заголовком и обычно ее подчеркивают (подсекают) прямой тонкой линейкой («подсечкой»). Если в рубрике не одна, а две короткие строки, ее удобно расположить на одном уровне с основным заголовком слева от него. Название рубрики подчеркивают прямой тонкой линейкой либо заключают в полную или неполную рамку. Для размещения названия рубрики можно использовать свободное пространство, образующееся рядом с выключенными в сторону короткими строками многострочного заголовка.
Как и подзаголовок, рубрику иногда переносят в середину материала, к которому она относится. Ее устанавливают по центральной оси, обирают текстом и выделяют рамкой или прямыми линейками сверху и снизу. Выделения такой рубрики можно добиться и с помощью «воздуха» — свободного пространства вокруг нее.
Как и подзаголовок, рубрику иногда переносят в середину материала, к которому она относится. Ее устанавливают по центральной оси, обирают текстом и выделяют рамкой или прямыми линейками сверху и снизу. Выделения такой рубрики можно добиться и с помощью «воздуха» — свободного пространства вокруг нее.
Нередко рубрика относится не к одному материалу, а к нескольким, например, к тематической подборке. В этом случае ее устанавливают над «шапкой» подборки или рядом, на одном уровне с ней.
Заголовок с оборкой
При необходимости установить заголовок меньшей величины, чем общий формат газетного материала, или при несоответствии длины заголовка ширине стандартных колонок полосы применяется текстовая оборка. Она может быть односторонней, когда заголовок обирают справа или слева; часто применяют и двустороннюю оборку. Заголовок с оборкой очень привлекателен, а особенно красиво выглядит заголовок с двусторонней оборкой, «утопленный» в тексте. При этом не обязательно перемещать заголовок вглубь текста — достаточно опустить его на несколько строк ниже верхнего края статьи и заверстать симметрично текстом с обеих сторон.
Статья, к которой относится заголовок с оборкой, должна быть отбита сверху линейкой — иначе строки оборки могут слиться со строками стоящего над нею материала.
Набор заголовков с «воздухом»
Если набрать заголовок на полный формат статьи, он будет плохо виден: как говорится, ему будет «тесно». К тому же с таким заголовком могут слиться два соседних, стоящих на одном уровне и набранных таким же шрифтом заголовка. Чтобы избежать этого, заголовки обычно набирают с небольшими отступами-пробелами с обеих сторон. Так, если заголовок нужно поставить над двухколонной заметкой, общий формат которой 96 мм, то его набирают на 86 мм, и тогда слева и справа от заголовка образуется «воздух» — пробелы по 5 мм. Этого достаточно, чтобы выделить заголовок, придать ему привлекательный вид. Заголовок с «воздухом» читается значительно легче, но следует учитывать, что излишний «воздух» не украшает и не выделяет заголовка, а только безобразит его. Не рекомендуется использовать различные украшения, в том числе и линейки, которые забивают пустое пространство
у заголовков, но положения не спасают — лучше выбрать другую гарнитуру или иное начертание шрифта заголовка.
Заголовок или «шапку» нужно четко отделить от стоящего под ними материала, для чего используют тонкие линейки или декоративные элементы.
© 2005 Николай Дубина aka nik7777